официальный сайт управления культуры администрации МО ГО "Воркута"
Главное меню
"Оковы близких": воркутинский драмтеатр показывает Макдонаха

Стоит сразу оговориться: рассуждения об увиденном будут мало походить на отзыв. Это, скорее, анализ увиденного, поскольку в бытовой драме (а именно так прежде всего стоит характеризовать этот спектакль) всегда есть строго определённая тема. Трагедия личности, конфликт поколений, любовь и быт - подобные темы часто затрагиваются в бытовой драме, иногда даже все сразу в одном произведении.

Если говорить конкретно о пьесе Макдонаха, то идея, безусловно, не нова: достаточно вспомнить "Когда поют и танцуют" Сьюзан Хилл, написанный ещё в 1973 году, на двадцать с лишним лет опередивший идеи Макдонаха.

Материнские чувства, упорно не желающие делить место в сердце дочери с другими людьми. Казалось бы - пустяк, родителям свойственно ревновать своё дитя к чужакам. Однако в такую ревность быстро пускает свои корни эгоизм, и вот уже материнская любовь оборачивается слепым собственничеством и паническим страхом одиночества. Фанатичная вера в то, что твой ребёнок будет возле тебя всегда, разрушает счастье уже немолодой дочери и лишает всякой возможности наладить личную жизнь.

Это описание подойдёт к обоим упомянутым произведениям, но если в рассказе Хилл основная линия повествования начинается уже со смертью матери главной героини, то в "Королеве красоты" мать-старуха всё ещё жива и продолжает отравлять своим существованием жизнь дочери. По этой причине, думается, можно воспринимать пьесу Макдонаха как своеобразную кульминационную часть конфликта поколений.

Если говорить о самом спектакле 1 апреля, важно отметить несколько деталей:

1) Соблюдение антуража истории. Линейн (на сегодняшний день "Линон") - очень небольшой и явно не самый богатый провинциальный город в Ирландии. По большому счёту, действие должно происходить в интерьере деревенского или бедного сельского дома, поэтому декорации спектакля не могут изображать дорогие вещи. Спектакль не покидает одного места действия - дома семьи Фолан - поэтому и декорации к нему не претерпевают никаких изменений в процессе. Наиболее бросающиеся в глаза детали: старомодные пледы Мэг, обшарпанный стол и стулья, мутное, в разводах, окно возле входной двери.

2) Лингвистическая составляющая. Нельзя, например, доточно разглядеть марку печенья, которое с таким упорством поедают главные герои, но надписи на вещах и предметах интерьера сделаны на английском. Также в пьесе задействован телевизор, вещающий программу телепередач; в них отчётливо слышна английская речь. С первого взгляда такая деталь кажется маловажной, но в данном случае она служит элементом раскрытия ещё одного фонового конфликта, национального. Насильственная англизация Ирландии под видом культурного разнообразия вносит ещё больший раздор между мамой и дочерью, придерживающихся абсолютно разных взглядов на то, какое место должен занимать чужой язык в своей культуре.

3) Довольно смелый эксперимент по передаче роли женского персонажа актёру-мужчине. Роль старухи Мэг Фолан была поручена ведущему мастеру сцены Павлу Егорову, с которой, к слову сказать, он справился блестяще. Этого персонажа нельзя делать однозначным: если сделать образ Мэг строго отрицательным, спорность конфликта поколений пропадает. В этой пьесе важно показать: старуха не желает зла дочери, она проста и непосредственна, сцены с ней способны вызвать улыбку. Однако возраст гасит её человеческую суть. Не в силах побороть собственный страх одиночества и старческое брюзжание, она начинает вредить дочери, тайком сжигая адресованные ей письма и приглашения на праздничные вечера.

4) Роль Пато Дули прослеживается гораздо в меньшей степени, Рэй Дули неприметен почти до самого конца. Здесь спектакль несильно расходится с оригинальной пьесой, поскольку оба этих персонажа - те самые чужаки, которых не переносит Мэг - служат связующим звеном в конфликте матери и дочери. Одна лишь, хотя и важная, деталь, которую раскрывает персонаж Пато, заключается в его отношениях с Морин. Макдонах хочет показать: родственные отношения - это одни из самых сильных связей в жизни человека, однако природа отношений такова, что человек всегда будет тяготеть к новому, к молодому, к свежему и неизведанному, как бы ни был привязан к родным. И конечно, в какой-то момент все люди стареют и уже сами становятся неподвижными сталагмитами, от которых хотят бежать молодые, возвращая вечный конфликт на круги своя (в спектакле есть намёк на это, Рэй озвучивает эту мысль Морин: "Вы ведь так же, как и ваша мамаша, любите приказывать людям и ругаться").

Сложно давать однозначную оценку сюжету спектакля: видится, что в зависимости от жизненного опыта и возраста точки зрения на подобный конфликт будут разниться. Ясно, однако же, другое: проблема отцов и детей и близко никуда не делась, она не зря называется классической и ещё не одно поколение будет задумываться над его решением. И актёры драмтеатра очень постарались, чтобы облечь историю об одном из таких в домашнюю, томяще-меланхоличную, но такую ирландскую атмосферу Макдонаха.

 

Автор: Миронов Иван

Популярные темы

27.02.2020, 14:20
В выставочном зале Воркуты открылась экспозиция, посвящённая 60-летию городского музея
30.01.2020, 15:56
«Краски Севера» Детской школы искусств
30.01.2020, 14:29
От Рождества до Крещения
30.01.2020, 10:22
Музыкальный вечер «#НГ_не_по_ГОСТу 20.20»
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
m">
avatar