официальный сайт управления культуры администрации МО ГО "Воркута"
Главное меню
"Áve, María, grátia pléna"

"Сквозь Ave Maria" - это интригующий разговор со слушателем на тему того, что роднит клерикальные течения в обществе и классическую музыку. Отношение к вере может быть разным, но раз уж церковь на протяжении столь огромного времени оказывала влияние на культуру, знание и мировосприятие человека, сложно представить, чтобы музыка обошла стороной религиозные писания. Более того, от композитора к композитору взгляды на одни и те же тексты менялся, каждый раз обрастая совершенно иными смыслами, создавая новую атмосферу и предлагая новое прочтение оригинала.

Если вкратце, то именно так можно описать этот эксперимент в зале детской музыкальной школы: в основу всей программы положено одно-единственное произведение - католическая молитва благовещения к Деве Марии, известное в миру по своей первой строке, "Áve, María". Суть в том, что инструментальные аранжировки этой молитвы принадлежат самым разным композиторам: Джулио Каччини, Шарлю Гуно, Жулю Массне, Камилю Сен-Сансу, Францу Шуберту, Астору Пьяцолла, Алемдару Караманову, Иоганессу Брамсу, и даже нашему земляку, Игорю Хусаинову.

Сразу избавим читателя от долгих поисков: "тот самый" вариант Ave Maria принадлежит Францу Шуберту. Ставшую каноничной "Ave Maria" Шуберт написал в 1825 году как часть вокального цикла на стихи из поэмы английского писателя Вальтера Скотта «Дева озера» в немецком переводе Адама Шторка. У Шуберта эта песня носила название "Третья песня Эллен" и представляла собой молитвенное обращение героини поэмы, Эллен Дуглас, к Деве Марии. Песня начиналась латинскими словами «Áve, María», что дало в дальнейшем основания для исполнения на эту музыку полного латинского текста. Это произведение в ходе концерта прозвучало в исполнении Н.Заричной (концертмейстер М.Сальникова).

Можно описать каждый вариант исполнения этой молитвы, прозвучавшей на концерте, но, как ни парадоксально, это тот случай, когда нужно один раз услышать.

Отсекая сугубо исторический контекст написания музыкальных произведений, лекторий "Сквозь Ave Maria" хорошо показывает, как гармония адаптируется под нужды и желания автора. Имея в распоряжении один и тот же текст, одна музыка приводит человека к покаянию и стоицизму, другая же хочет подружить его с верой в доброе и чистое, проливаясь блаженным светом на бытие. И в этом случае вариации не конфликтуют друг с другом, а разумно дополняют картину, в которой каждый находит что-то своё.

 

 

Автор: Миронов Иван

Популярные темы

12.03.2018, 15:30
Две звезды. ОТБОР
20.03.2018, 10:59
Любовь к Родине в песнях
20.03.2018, 15:36
Воркутинцы проводили зиму
22.03.2018, 15:44
Открытый микрофон в Пушкинке
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar