официальный сайт управления культуры администрации МО ГО "Воркута"
Главное меню
Музей под открытым небом - продолжение!
Проект «Музей под открытым небом» направлен на популяризацию современной культуры в городе Воркуте. Фрагменты картин, украсивших город, взяты из собрания Третьяковской Галереи. Целью проекта является повышение интереса населения Воркуты, к классическому искусству, живописи, творчеству всемирно известных русских художников, а также создание гармоничной окружающей среды. Реализуется данная часть проекта МБУ "Воркутинский муниципальный архив" при поддержке компании ПАО "Сбербанк". Жители города уже по достоинству оценили новый культурный облик старой части улицы Ленина. Новое "полотно" украшает самый молодой район города. Это картина Николая Рериха "Заморские гости".

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, то уже с середины 1900-х годов на его полотнах звучат темы Индии и Востока. Творческое наследие Николая Рериха огромно. В нём более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету. Кроме того, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники.

В 1899 году Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…». Именно тогда у Рериха зародился сюжет «Заморских гостей» — картины, которую он написал живя в Париже. На выставке в Императорской Академии художеств в 1902 году полотно увидел император Николай II. Работа ему настолько понравилась, что он приобрёл её для Царскосельского дворца. В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

На полотне запечатлен водный пейзаж с караваном пышно украшенных ладей. На них плывут «заморские гости» - купцы из далеких стран, везущих на продажу разные диковины. Это суда викингов, которых на Руси звали варягами. Они были не только бесстрашными и опасными воинами, но и талантливыми, предприимчивыми торговцами. Благодаря водным путям связи древнего Новгорода и других городов поддерживались не только со странами Восточной и Западной Европы, Скандинавии, но и с такими далекими и экзотичными государствами, как Индия и Китай.

В картине Рериха нашло отражение народное, сказочное представление о том, как выглядели торговые суда богатых «гостей» - заморских купцов. Их ладьи украшены резными фигурами, богато и ярко раскрашены, идут под красивыми цветными парусами. Но они не беззащитны – их борта увешаны большими каплевидными щитами, а внутри ладей сидят люди, с ног до головы закованные в прочные металлические латы.

Плавное скольжение судов по водной глади подчеркивают разбегающиеся от них волны и отражающиеся в ней сочные цветовые пятна от красочных узоров на ладьях. Море спокойное, темно-синее, над ним приветственно кружат стаи крупных белых чаек с эффектными черными кончиками крыльев.

На дальнем плане виден небольшой остров, чьи очертания сильно напоминают два вулкана, которых нет на русском севере. На самом горизонте виднеются еще две ладьи, и становится понятно, что к берегам движется очень крупный и богатый караван купцов из дальних стран. А сбоку раскинулась гористая земля, может быть, крупный остров. На одной из вершин можно рассмотреть типичный город эпохи раннего средневековья – посад, несколько домов, огороженных защитной стеной.

Во всей картине ощущается дух сказочной старины, как на иллюстрации к былинам, немного лубочный, очень позитивный и жизнерадостный. Это поэтизированное и очень лирическое изображение старины, создающее эффект очень стильной и модной настенной росписи.

Рерих был не только мастер живописи, но и слова. У картины «Заморские гости» есть очень поэтичное описание, которое ей дал художник: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями <…>. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

Популярные темы

27.02.2020, 14:20
В выставочном зале Воркуты открылась экспозиция, посвящённая 60-летию городского музея
30.01.2020, 15:56
«Краски Севера» Детской школы искусств
30.01.2020, 14:29
От Рождества до Крещения
30.01.2020, 10:22
Музыкальный вечер «#НГ_не_по_ГОСТу 20.20»
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
m">
avatar